РОМАНС - ЭТО МИР ЛЮБВИ, ВОСХИЩЕНИЯ И ВДОХНОВЕНИЯ!

В романсе отсутствуют конкретные лица, но каждый раз, когда я работаю над романсом, я погружаюсь в определенное время, в определенное обстоятельство и вхожу в образ лица, от которого идет в повествование. Для меня это весьма не простое дело. Содержание романса, я уверена в этом, необходимо передавать не только вокальными данными. Здесь должно выступать на первый план душевное состояние исполнителя. К сожалению, даже известные исполнители представляют романс бездушно.

Приступая к работе, я всегда об этом думаю. Так было и с романсом "ПАРА ГНЕДЫХ", который пришел к нам в конце XIX века из-за рубежа.Замечательный перевод Апухтиным и трогательная музыка Донаурова сделали его исключительно популярным. Кто это произведение только не исполнял! Только все исполняли по разному. И мне захотелось его исполнить, но желание перехлестывало сомнениями. Первые пробы в исполнении "Пары Гнедых" смутили меня и моих друзей музыкантов. Чего-то явно не хватало... Может давил груз стереотипов которые имели место при исполнении этого романса. Мне пришлось на некоторое время забыть о нем.

Однако желание исполнить романс было велико, и это объяснялось следующими обстоятельствами. Фабула романса беспримерно поразительная и она заключается в следующем.

По существу в романсе идет речь не о паре гнедых, а о судьбе блестящей куртизанки которая в расцвете своих лет была окружена поклонниками, содержателями и просто друзьями. Она купалась в славе, в роскоши и вела блестящую жизнь. Но годы и болезнь лищили ее и блеска и здоровья. Красотка стала болеть, чахнуть и оказалась... в полном забвении. Увы, так часто происходит и в наше время с известными звездами театра, кино и эстрады. Об этом вспоминать печально. Но по этому поводу перечитать роман Бальзака "БЛЕСК И НИЩЕТА КУРТИЗАНОК" не лишено оснований.

Весь драматизм судьбы героини романса передается через судьбу ПАРЫ ГНЕДЫХ. Но это лишь блистательный прием автора текста. ГНЕДЫХ тоже жалко. А сочетание судеб ГНЕДЫХ И КУРТИЗАНКИ многих заставляет переживать и даже плакать.
(Не лирическое отступление. Пишу эти строки и вот-вот заплачу...).

И через некоторое время я вернулась к нему сама. В тишине квартиры пела для своих близких и моих любимых животных. Каждый раз записывала на камеру свои вариации в этом романсе. И однажды мне показалось, что я готова к нему вернуться снова. Новая трактовка романса удалась благодаря тому, что мне помогла моя душа. После первого исполнения с участием музыкантов появилась уверенность, что романс получится. А музыканты - мои помощники, сказали. что ее немедленно нужно записать. Только после единственной репетиции я с музыкантами отправилась на студию записываться. Этот романс, записанный в виде клипа на моем музыкальном канале пользуется наибольшим интересом. Многочисленные отзывы о моем исполнении романса "ПАРА ГНЕДЫХ" свидетельствуют, что я на правильном пути. Я СЧАСТЛИВА, БЛАГОДАРЮ БОГА за такую помощь и прилив вдохновения!

"Концерт Татьяны Балета в музее-квартире Бродского я считаю большим подарком для любителей романса. Этот жанр позволяет максимально ярко выразить индивидуальность исполнителя, от которого, в свою очередь, требует полной эмоциональной отдачи. Как никто другой, Татьяна Балета, умеет «раскрыть» душу романса для зрителя.

Я сидел на концерте как завороженный и боялся пошевелиться – не хотелось терять того состояния, в которое я погрузился при первых звуках голоса Татьяны… Время как будто бы остановилось, все мое внимание было сконцентрировано на звуке изумительного голоса. И даже не верилось, что такое возможно: Татьяна Балета не исполняла, а проживала каждый романс. Яркие образы сменялись один за другим, бесконечно увлекая за собой зрителя...

Хочется также отменить, насколько изумительно был продуман ивыстроен сам концерт – порядок сочинений, небольшие комментарии ведущей, а также музыкальное вступление и интермедия в перерыве между отделениями обеспечили идеальный темпоритм концерта, который прошел на «одном дыхании».

Думаю, что концерт никого не смог оставить равнодушным. Хочу от всего сердца поблагодарить спонсора концерта Всеволода Владимировича Инчика, виртуозного музыканта – Артура Горбенко, и несравненную Татьяну Балета."

Mark Layderman

2012г.

 

Сохраняя традиции

 

         Дважды с огромным волнением слушал концерты Татьяны Балета. Первый раз – песни, посвященные Победному маю 1945 года в Доме-музее И. И. Бродского, что на площади Искусств. Второй – в Доме архитектора на Большой Морской, где звучали Песни Великой Победы и Великого Города. И в первом и во втором случае эти концерты органично соединили в себе память о трудных трагических и героических днях войны с празднованием Дня города, города-героя, города, олицетворяющего великие достижения человеческой мысли, духовной и душевной силы, стойкости и мужества. Города-созидателя, города-творца. В этом единении великих майский дат был свой смысл и символ, а уровень исполнения песен, в том числе автором которых являлся выдающийся ученый, супруг Татьяны Балета Всеволод Инчик, мальчик блокадного города, навсегда сохранившего в своей душе незабываемый подвиг города на Неве. Мне уже доводилось говорить и писать о том, что Татьяна Балета обладает сокровенным даром исполнения, суть которого в том, что современник словно проникает в минувшее и благоговейно сохраняет стиль, манеру и атмосферу времени минувшего. И это не стилизация. Это душевное проникновение в прошлое, это уважение к песне, ее словам, ее интонациям. Концерт в Доме архитектора соединил в своей композиции и премьерное исполнение песни «Бородино» на слова и музыку В. Инчика и пронзительный своей душевностью цикл военных лет: «Жди меня» К. Симонова и М. Блантера, «Темная ночь» В. Агатова и М. Богословского, «Вечер на рейде» А. Чуркина и В. Соловьева-Седова, «В лесу прифронтовом» М. Исаковского и М. Блантера. Характер, стиль, интонация исполнения Татьяной Балета не только несет в себе приметы верности традициям, она находит свои звуковые краски, свои подходы, свою эмоциональность, которая подчеркивает индивидуальность певицы и в то же время свидетельствует о ее огромном уважении к созданному ранее. Это достойно и уважительно само по себе. Но в этом есть и утверждающая сила памяти, с которой порою так вольно обращаются немало исполнителей и исполнительниц, которые чуть не в балаганном стиле позволяют себе исполнять святые песни военных лет. Словно ерничая над тончайшей, высоко поэтичной, этической статью патриотических песен. И в этом также мне видится высокий смысл подлинного творчества Балета: сохранить созданное ранее и передать своё - душевно, проникновенно, захватывающе. Очень конструктивно и вместе с тем эмоционально была выстроена композиция концерта, когда песни лирического звучания, так саднящие душу своей мелодикой и безыскусной поэзией слова сочетались с энергичными маршевыми ритмами, как, например, «Ленинградский авиамарш» (слова А. Леваневского и Ю. Хайта), «Окно в Европу», «Знамя Победы», «Победная весна», «Славься мой град Петербург» (слова и музыка В. Инчика)… Словами трудно передать состояние зала, лица людей, напряженные, взволнованные, радостные от встречи с настоящим, подлинным. Утверждающим священную память, великую гордость, высокую патриотическую идею. Хочется сказать: «Спасибо, Татьяна Балета, спасибо, Всеволод Инчик, спасибо всем, кто вел концерт и осуществлял прекрасное музыкальное сопровождение!». Такие концерты нужны людям. Они поддерживают в наших душах чувство гражданственности, неизменно утверждают чувство любви к своей Родине, к подвигу нашего народа и нашего города.

07.11.2013 г.

С глубоким уважением,

Анатолий Дмитренко

ведущий научный сотрудник Русского музея,

                                      заслуженный работник культуры

                                                кандидат искусствоведения, профессор,

                                  лауреат премии Правительства

                                                 Санкт-Петербурга области литературы,

                        искусства и архитектуры

 

ВЕСНА В ПЕТЕРБУРГЕ.

 

Наконец-то в наш любимый и прекрасный Петербург пришла долгожданная весна. Но не вчера 21-го апреля, когда ярко светило солнце, дул холодный ветер и город выглядел нарядным, чистым, проснувшимся от зимней дремоты и молодым…

А немного раньше – 13 апреля в субботу. Погода в тот день была пасмурная и теплая. Небо, словно серая вуаль, плавно переходило в гладь воды и в ней же отражалось.

Дома на Дворцовой набережной еще не сияли своей красотой и тоже  сливались и с небом, и с водой…

Всё это я наблюдала, находясь в машине в машине, которая медленно двигалась по Троицкому мосту, по известной всем автомобилистам причине… Я очень переживала, что в этот вечер я могу опоздать на концерт Татьяны Балета.

И вот наконец-то: улица Большая Морская дом № 52, особняк Половцова, Дом архитектора.

Поднимаюсь по лестнице, прохожу уже по знакомым великолепным залам, сохранившим былое величие, мимо знаменитого камина и уже на пороге концертного зала слышу со сцены голос ведущей: «Для вас поет Татьяна Балета!»

           С радостью осознавая, что я не опоздала, усаживаюсь в последних рядах, оглядываюсь и вижу – зал полный.

И тогда я превращаюсь в слух и вижу только её – любимую певицу и прекрасную женщину…

Для меня это означало – что Весна пришла в Петербург!

         И вот, погружаясь в воспоминания, пытаясь восстановить в памяти тот знаменательный вечер – я с удовольствием рассматриваю «Программу» концерта, которую держу в руках. Супер обложка в красно-черных тонах, прекрасный портрет певицы с красной розой в руке…

С фотографии смотрит красавица с загадочными глазами, с пальчиком, прижатым к губам – вся тайна и загадка…

Она нам поведает то, о чем мы еще не знаем и даже не слышали…

       Открываю программу, оригинальное оформление в стиле «модерн», пробегаю глазами названия произведений и буд-то опять слышу знакомые романсы.

А надо отметить, что романсы в исполнении Татьяны Балета подобны живописным миниатюрам, они лаконичны, точны и ярки.

В них оживают надежды, переживания, радости и страдания давным -давно живших людей.

     Певица своим удивительным мастерством вызывает в нас сочувствие и переживание.

Благодаря своей исполнительской манере, полной внутреннего драматизма, внешней сдержанности при сильном голосе, певице удалось вернуть первозданную чистоту и прелесть хорошо известным романсами  и они зазвучали с новой силой и обаянием.

Она удивительно бережно относится к тексту, к каждому смысловому оттенку, произношению каждого слова.

Она сумела создать свой собственный исполнительский стиль. В ней есть доброта, душевная открытость – свойства богатой натуры и она щедро делится своим теплом. Она всегда царствует на сцене концертного зала, чем и привлекает своих многочисленных поклонников и поклонниц…

        Задушевное и чистое искусство старинного романса, составляющее неотъемлемую часть русской культуры нашло в Татьяне Балета глубокую , вдумчивую и талантливую исполнительницу, которую её поклонники будут слушать всегда с благодарностью…

       Среди произведений первого отделения, позволю себе отметить впервые исполненные вещи: это Адажио, музыка Альбинони «Ты стал моей мечтой». Исполнено потрясающе с особой силой и страстью, близко к оригиналу. В отличие от зарубежных исполнителей этого произведения, пытающихся сделать некий «хит» с акцентом на ритм и начинив его прочими музыкальными  и вокальными излишествами.

     Сильное впечатление произвело исполнение произведения «Храм» на слова и музыку В. Инчика, автора проекта и многих других произведений. Трудно подобрать слова, чтобы выразить восторг от текста и музыки…

Великолепно!

    Во втором отделении наряду с прекрасными песнями прошлых лет из репертуара К. Шульженко, В. Козина, прозвучали две песни из репертуара аргентинской певицы Лолиты Торрес, знакомой старшему поколению по фильму «Возраст любви». И я как-будто оказалась в послевоенном детстве. Песни из этого фильма часто звучали по радио, а те, кому посчастливилось видеть фильм в кинотеатре, полюбили актрису и её героиню оказавшейся такой душевной и близкой русской женщине.

И опять восхитительное исполнение Татьяны Балета близкое к оригиналу, полное страсти и драматизма…

Трогает до слёз, впечатляет, остается печатью в душе.

      Еще раз перебирая в памяти впечатления того вечера, я отметила, что зал был полон, женщин как всегда больше. Это ветераны ВОВ, блокадники и блокадницы, дамы помоложе, - нарядные, торжественные, интеллигентные, одухотворенные лица. Среди публики поклонники и поклонницы с цветами для любимой певицы.

Не многие их этих зрителей могут позволить себе приобрести дорогие билеты на концерт в нашем городе. А сюда, в этот знаменитый особняк, в этот дом на большой Морской, 52 они могут придти потому что:

13 апреля 2013 года

Татьяна Балета в День рождения

Дает 30-ый сольный благотворительный

Концерт

 

22.04.2013 г.

 

                                                               Озерова Нина Павловна

 

                                                                              Член-корреспондент Академии

                                                                               Русской словесности и изящных

                                                                         искусств им. Г.Р. Державина

                                                                                    Член Российского Межрегтональ-

                                                               ного Союза писателей

                                                        Санкт-Петербурга.

 

КАЖДАЯ ПЕСНЯ – МИНИ СПЕКТАКЛЬ

(Рецензия на сольный концерт Татьяны БАЛЕТА

«ПЕСНИ БЕЛОЙ ГВАРДИИ»)

Трагедия страны…трагедия искалеченных и изломанных судеб, вырванных с корнем и  брошенных на обочину истории…

Средь пожарищ и погромов, вынужденных эмиграций, российские офицеры свято хранили гордость, достоинство, верность присяге, любовь к России. Не предавшие, не продавшие своих идеалов, они и через многие года могли сказать: «Честь имею!»

Песни белой гвардии …  это обнаженный нерв целого поколения и – обнаженный нерв великолепной певицы Татьяны БАЛЕТА.

Сильный, красивый голос, заполняет пространство, окутывает вас, заставляет забыть обо всем – кроме песни, которая врывается в ваше сердце. Каждая из песен – трагическая история, которую певица проживает вместе с героем песни.

Каждая песня – мини спектакль, насыщенный чувством, эмоциями и отполированный редким талантом Актрисы. Великолепны романсы и песни на стихи Всеволода Владимировича Инчика, который в свои произведения вдохнул атмосферу давно минувшего времени. Талантливый поэт, композитор, замечательный мелодист, произведения которого заставляют сопереживать и наслаждаться, восторгаться и задуматься!

Уникальный дуэт талантливейших мастеров – певицы Татьяны БАЛЕТА и автора и композитора Всеволода Владимировича Инчика - яркое явление культурной жизни России!

20 февраля 2014 г.

                        Петербургский поэт Нина Дмитриевна Русских